Цитология и гистология — Кафедра генетики Биологического факультета БГУ.

Кафедра биологии, гистологии, эмбриологии и цитологии

Цитология и гистология — Кафедра генетики Биологического факультета БГУ.

Положение о структурном подразделении

Местонахождение:

656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Папанинцев, 126. Учебный корпус №4, каб. 444

График работы: пн-пт 9:00 – 18:00

Телефон: +7 (3852) 566-926
Email: bioekol@agmu.ru

Заведующий кафедрой (имеющий ученую степень доктора наук и ученое звание ” доцент” )

Горячева Марина ВладимировнаДоктор медицинских наук, кандидат биологических наук, доцентEmail: bioekol@agmu.ruТелефон: +7 (3852) 566-926 (внутренний: 6201)Местонахождение: 656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Папанинцев, 126. Учебный корпус №4, каб. 444

Кафедра организована в сентябре 1954 года, называлась она тогда кафедрой биологии с паразитологией. Затем ее называли кафедрой биологии с общей генетикой, кафедрой медицинской биологии и с 2005 года – кафедрой биологии с экологией. Первой заведующей была Цаллагова Елена Маркьяновна, которая через год перешла работать на кафедру нормальной физиологии.

Кафедру возглавила канд. биологических наук Галина Петровна Гаенко. Она усовершенствовала практикум, увеличила препараторское хозяйство, заложила основы зоологического музея. По состоянию здоровья в 1958 году она передала заведование кафедрой кандидату биологических наук, доценту Юлии Александровне Дивеевой-Могило.

Первыми сотрудниками кафедры были Юрий Борисович Беляев, Валентина Ивановна Колмагорова, Ирина Давыдовна Марченко, Надежда Григорьевна Беляева, Валентина Сергеевна Крайняя. Ю.А. Дивеева-Могило с коллегами оснастила кафедру необходимым оборудованием, наглядными пособиями, учебной и методической литературой, пополнила зоологический музей.

Под ее руководством коллектив кафедры разрабатывал проблемы краевой патологии – паразитарные болезни, изучая эпидемиологию таких гельминтозов, как описторхоз, аскаридоз, эхинококкоз, трихинеллез, гименолепидоз.

К научной работе широко привлекались студенты, которые в составе летних экспедиций обследовали население районов Алтайского края на гельминтозы и проводили санитарно-просветительную работу. Преподаватели кафедры оказывали консультативную помощь органам здравоохранения по диагностике протозоозов и гельминтозов.

В 1966 году в связи с открытием педиатрического факультета на кафедру приходит выпускница АГМИ Глазунова Галина Александровна, которая активно включилась в научную работу по изучению гистохимического строения карликового цепня, а затем системы гемостаза у позвоночных животных. В 1969 году И.Д. Марченко защитила кандидатскую диссертацию по эпидемиологии аскаридоза.

В этом же году проводит серию уникальных полевых опытов по изучению трихинеллеза В.С. Крайняя; совершают в составе стройотряда научную экспедицию на о. Шикотан для изучения свертывающей системы крови у морских рыб Г.А. Глазунова и Людмила Петровна Бобылева. В 1973 году Г.А. Глазунова досрочно защищает кандидатскую диссертацию.

В 1975 году, в связи с уходом на пенсию Юлии Александровны, кафедру возглавляет кандидат биологических наук, доцент Г.А. Глазунова.

За период 1975 – 1987 годы на кафедре в разное время кратковременно работали Булыгина Ангелина Владимировна, Бочарова Галина Ивановна, Соболев Николай Николаевич, Бахарева Любовь Михайловна, Дудин Леонид Алексеевич, Танашкин Сергей Филиппович, Никонов Александр Михайлович, Будякова Светлана Анатольевна, Карасева Авксома Петровна, Кочеткова Галина Ивановна, Кутафьева Тамара Константиновна, Неменова Татьяна Сергеевна, Суворова Марина Николаевна, Пешняк Марина Геннадьевна. Все они по разным причинам уходили с кафедры. В 1977 году на кафедру приходит выпускница АГМИ и активная участница студенческого биологического кружка Светлана Ивановна Колтакова. Совместно с коллегами кафедры пропедевтики внутренних болезней под руководством профессора Зиновия Соломоновича Баркагана проводятся экспериментальные исследования действия ядов змей отечественной фауны на систему свертывания крови позвоночных животных, которые завершаются защитой кандидатской диссертации Колтаковой С.И. в 1984 году и докторской диссертации Глазуновой Г.А. в 1988 году. В 1985 году в штаты кафедры была зачислена выпускница медико-биологического факультета Томского медицинского института Обухова Лариса Евстигнеевна, которая продолжила работу по изучению действия цельных ядов змей и их фракций на свертывание крови у животных. В 1991 году она с успехом защитила кандидатскую диссертацию. С 1987 года по 1995 год на кафедре работала Хныкина (ныне Полежаева) Светлана Александровна, которая была затем переведена на кафедру гистологии. После ухода на пенсию Н.Г. Беляевой на кафедру избрана по конкурсу выпускница биологического факультета Горно-Алтайского педагогического института Леухина (ныне Сорокина) Марина Владимировна. Она продолжила научные исследования по проблемам популяционной генетики. В связи с открытием стоматологического факультета и факультета иностранных студентов штаты кафедры пополнили выпускницы биофака АГУ Марина Владимировна Горячева  и Лилия Аркадьевна Пейсахова. Завершив свои научные исследования, они защитили кандидатские диссертации и получили звание доцента. В 2000 году увеличивается коммерческий набор студентов на все факультеты, открывается медико-профилактический, на кафедру приходят выпускницы АГУ, кандидат биологических наук Михеева Ольга Олеговна и Комарова Татьяна Анатольевна. Под руководством Г.А. Глазуновой разрабатываются, издаются и внедряются в учебный процесс новые методические материалы, осуществляется комплексирование и интегрирование учебных планов и программ с другими кафедрами, проводится воспитательная работа в курируемых студенческих группах. Преподаватели кафедры участвуют в организации и проведении межрегиональных олимпиад по биологии, ведут занятия в группах центра «Рост» и 10-11 классах подшефных школ; принимают экзамены у студентов и абитуриентов. Совершенствуя учебный процесс, внедряют рейтинговую систему оценки знаний студентов, разрабатывают и публикуют около 4000 тестовых заданий; составляют технологические карты полного цикла лекций для студентов всех факультетов, оснащая их слайдами. Доцент С.И. Колтакова, отвечая за организацию учебно–методической и воспитательной работы на лечебном, а затем педиатрическом факультетах ежегодно перерабатывает планы лекций и практических занятий, обеспечивая их учебным оборудованием, читает полный курс лекций и принимает экзамены, активно участвует в работе доцентских совещаний при деканатах, курирует студенческую группу. Л.Е. Обухова, выполняя работу доцента на педиатрическом, а затем фармацевтическом факультетах, читает полный курс лекций студентам этих факультетов, отвечает за оснащение занятий микропрепаратами, проводит занятия на подготовительном отделении для иностранных студентов. Доцент М.В. Горячева разработала и читает полный курс лекций для студентов стоматологического факультета, осуществила комплексирование программы с профильными кафедрами этого факультета, адаптировала методические рекомендации к практическим занятиям студентов стоматологического факультета, активно сотрудничает с деканатом в воспитательном процессе студентов, принимает экзамены у студентов и абитуриентов. Доцент Л.А. Пейсахова выполняла учебно-методическую работу на подготовительном отделении для иностранных граждан и лечебном факультете. Ею составлены методические указания для иностранных граждан ко всем семинарским занятиям на английском и русском языках. Кроме того, она участвовала в разработке методических материалов и читала полный курс лекций для студентов лечебного и педиатрического факультетов, принимала экзамены у студентов и абитуриентов. Старший преподаватель Сорокина М.В. читает полный курс лекций на медико-профилактическом факультете, проводит практические занятия у студентов всех факультетов. За успешную воспитательную работу она неоднократно получала благодарность в приказах ректора. В 2009 году получила грамоту Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи за большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов. Михеева О.О. кандидат биологических наук. Окончила биологический факультет Алтайского государственного университета (1997 г.). С 1997 по 2000 год обучалась в аспирантуре при кафедре физиологии АГУ. В 2001 году избрана преподавателем кафедры медицинской биологии АГМУ. Старший преподаватель О.О. Михеева разработала и читает полный курс лекций на фармацевтическом факультете, разработала методическое руководство к практическим занятиям на этом факультете, курирует ежегодно студенческую группу. В анкетах студенты благодарят ее за высокий профессионализм, внимание и доброжелательность.

В 2009 году в связи с сокращением штатов уходит с кафедры Т.А. Комарова. На кафедре остался стабильный коллектив грамотных преподавателей. Остепенность составила 83%.

На кафедре внедряется в учебный процесс контроль самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время на платформе»Moodle», электронный журнал успеваемости и посещаемости занятий студентов всех факультетов.

Разрабатываются учебно-методические комплексы 8 дисциплин (УМКд), обновляется материально-техническая база ( получен новый компьютерный класс, ноутбуки, проекторы, новые микроскопы и др.) На кафедре запланировали две докторские диссертации, одна из них защищена в 2011 году Обуховой Л.Е.

и утверждена в 2012 году. Вторую диссертацию завершает доцент Горячева М.В. Активно ведётся воспитательная работа кураторами групп студентов I курса, перерабатываются методические материалы. Дважды работу кафедры проверяли внутренние и внешние аудиторы. Замечаний не было.

Всех преподавателей отмечали в приказах ректора как лучших кураторов АГМУ. В 2010 году Глазунова Г.А. и в 2012 году Горячева М.В. получили грамоты администрации вуза как лучшие преподаватели года, а в 2014 году Глазунова Г.А. признана «Почётным профессором АГМУ».

Источник: https://www.asmu.ru/ob-universitete/fakultety/mediko-profilakticheskiy-fakultet/kafedra-biologii/?TAB=NEWS

Быков л в цитология и общая гистология — LiveAcademy

Цитология и гистология — Кафедра генетики Биологического факультета БГУ.

Частная гистология человека изучает особенности структурно-функциональной организации и взаимодействия тканей в составе конкретных органов, тесно смыкаясь с микроскопической анатомией, предметом которой является исследование микроскопического строения органов.

Вместе с тем, следует отметить, что выделение в предмете разделов общей и частной гистологии, хотя и удобно для его изучения, все же весьма условно: в разделе общей гистологии традиционно изучаются объекты, обладающие органной структурой — сухожилия, связки, хрящи, кости, суставы, скелетные мышцы.

Более того, анализ общих вопросов организации тканей базируется на обобщении сведений о частных тканевых системах и иллюстрируется примерами деятельности клеток и тканей конкретных органов.

Курс гистологии в медицинском ВУЗе в качестве основных разделов, помимо собственно гистологии, включает в себя учение о клетке — цитологию, а также учение о пренатальном развитии организма — эмбриологию.

Предмет и задачи гистологии и цитологии

Гистология и цитология как монофункциональные дисциплины

Место гистологии и цитологии в медицинском образовании и их значение для медицинской науки и практики

Методы цитологических и гистологических исследований

Методы изучения органов, тканей и клеток под световым микроскопом

Методы изучения органов, тканей и клеток под электронным микроскопом

Цитология: функциональная морфология клетки

Общие приниципы структурно-функциональной организации клетки и ее компоненты

Синтетический аппарат клетки

Аппарат внутриклеточного переваривания: эндосомы и лизосомы

Энергетический аппарат клетки: митохондрии

Реакция клеток на стресс

Старение и гибель клеток

Общие принципы организации и классификация тканей

Общие принишшы организации тканей

Развитие и регенерация тканей

Внутритканевые и межтканевые взаимодействия

Общие морфологические характеристики эпителиев и образующих их клеток

Морфологическая классификация эпителиев

Строение различных видов эпителия

Гистогенетическая классификация эпителиев

Соединительные ткани: общая характеристика и классификация

Классификация соединительных тканей

Кровь: общие представления

Форменные элементы крови: общие сведения

Клеточные основы иммунных реакций

Общие сведения: неспецифические и специфические защитные механизмы

Характеристика клеток, участвующих в реакциях специфического иммунитета

В-лимфоциты и плазматические клетки

Кроветворение в течение внутриутробного развития

Кроветворение в постнатальном периоде

Общие закономерности развития форменных элементов крови

Строение и гистофизиология миелоидной и лимфошшой тканей

Волокнистые соединительные ткани

Рыхлая волокнистая соединительная ткань

Плотная волокнистая соединительная ткань

Соединительные ткани со специальными свойствами

Жировая ткань: общая характеристика

Белая жировая ткань

Бурая жировая ткань

Скелетные соединительные ткани

Кость как орган

Гистогенез, перестройка и регенерация костной ткани и костей

Белая жировая ткань

Бурая жировая ткань

Кость как орган

//www. booksmed. com/biologiya/366-citologiya-i-obshhaya-gistologiya-bykov. html

//flex4launch. ru/po-biologii/3164-bikov. html

Дневная форма обучения

Программы1. Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей: 1-31 01 02 Биохимия; 1-31 01 03 Микробиология. (Цитология и гистология. № УД-5631/уч., 2018 г.) , .2.

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей: 1-31 01 01 Биология (по направлениям);1-33 01 01 Биоэкология. (Цитология и гистология. № УД-5752/уч., 2018 г.) , .

Курс лекций- Глушен С. В. ЦИТОЛОГИЯ И ГИСТОЛОГИЯ: Конспект лекций / С. В. Глушен . — Мн.: БГУ, 2003. – 138 с. — Презентации лекций

Лектор: Глушен Сергей Витальевич1. Клеточная теория и микроскопия.2. Клеточная теория и микроскопия.3. Мембранные органоиды.4. Цитоскелет.5. Рибосомы и биосинтез белка.6.

Митохондрии и пластиды.7. Клеточное ядро.8. Клеточный цикл, митоз и апоптоз.9. Клеточный цикл, митоз и апоптоз.10. Мейоз.11. Стволовые клетки.12. Эпителиальные ткани.13.

Эпителиальные ткани.14. Соединительные ткани.15. Хрящевая и костная ткани.16. Хрящевая и костная ткани.17. Кровь.18. Кроветворение.19. Лимфоидная ткань.20. Мышечные ткани.21. Нервная ткань.22. Нервная ткань.

Лектор: Гринев Василий ВикторовичЦитология1. Введение. Микроскопия. Клеточная теория.2. Структурно-функциональная организация биологических мембран.3.

Везикулярная система клетки.4. Митохондрии и пластиды.5. Микрофиламенты как компонент цитоскелета.6. Промежуточные филаменты как компонент цитоскелета.7.

Микротрубочки и органеллы на их основе.8. Структура рибосом и биосинтез белка.9. Ядро клетки.10. Клеточный цикл, митоз, апоптоз и некроз.11. Мейоз.Гистология1.

Введение в гистологию.2. Покровный эпителий.3. Железистый эпителий.4. Собственно соединительная ткань.5. Хрящевые ткани.6. Костная ткань.7. Кровь.8. Лимфатическая ткань.9.

Лабораторные занятияПреподаватели:Веремеенко Екатерина Геннадьевна, Гринев Василий Викторович, Ильюшёнок Илья Николаевич, Кожуро Юрий Иосифович, Куницкая Марина Петровна, Жардецкий Сергей Станиславович1.

Цитология и гистология: методические указания к лабораторным занятиям для студентов биологического факультета / авт.–сост. С. В. Глушен, В. В. Гринев, М. П. Куницкая. – Мн.: БГУ, 2016. – 22 с. ,.

КСРДиагностика гистологических препаратов. .

Источник: https://kono-pizza.ru/tsitologiya/tsitologiya-obshchaya-gistologiya/

Общий курс “цитология и гистология” лектор: кандидат биологических

Цитология и гистология — Кафедра генетики Биологического факультета БГУ.

Общий курс “цитология и гистология” лектор: кандидат биологических наук, доцент кафедры генетики биологического факультета БГУ Василий Викторович Гринев

ВВЕДЕНИЕ. МИКРОСКОПИЯ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ.

ЦИТОЛОГИЯ И ГИСТОЛОГИЯ Структура дисциплины ЦИТОЛОГИЯ И ГИСТОЛОГИЯ Лекции (22 занятия, 44 часов) Лабораторные (16 занятий, 32 часа) Контроль самостоятельной работы (2 контрольных занятия, 4 часа) Экзамен

СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ знаний студентов по курсу «Цитология и гистология» Компонент рейтинговой системы Форма оценки знаний Шкала оценки Весовой коэффициент Теория Устные и/или письменные ответы по теории на каждом лабораторном занятии По 10 -и бальной шкале 0, 15 КСР № 1 (контрольное занятие «Цитология» ) Комплексная письменная работа По 10 -и бальной шкале 0, 15 КСР № 2 (контрольное занятие «Гистология» ) Диагностика гистологических препаратов По 10 -и бальной шкале 0, 05 Альбом Оценка качества рисунков цитологических и гистологических препаратов По 10 -и бальной шкале 0, 05 Экзамен Устный ответ по билету, содержащему три теоретических вопроса По 10 -и бальной шкале 0, 6 Итоговая оценка по курсу рассчитывается по следующей формуле: итоговая оценка = (М 1 0, 15) + (М 2 0, 15) + (М 3 0, 05) + (М 4 0, 05) + (М 5 0, 6), где М 1 – средняя оценка по теории, М 2 – оценка по КСР № 1, М 3 – оценка по КСР № 2, М 4 – оценка по альбому, М 5 – оценка по экзамену.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЦИТОЛОГИИ И ГИСТОЛОГИИ Цитология. 1. Альбертс Б. , Брэй Д. , Льюис Дж. , Рэфф М. , Робертс К. Молекулярная биология клетки. М. : Мир, 1993. Т. 1– 3. 2. Афанасьев Ю. И. Гистология, цитология и эмбриология. М. : Медицина, 2004. 3. Быков В. Л.

Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей организма). СПб. : СОТИС, 2000. 4. Волкова О. В. , Елецкий Ю. К. , Дубовая Т. К. и др. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас. М. : Медицина, 1996. 5. Глушен С. В. Цитология и гистология. Конспект лекций. Мн. : БГУ, 2003. 6. Заварзин А. А. , Харазова А. Д.

Основы общей цитологии. Л. : ЛГУ, 1982. 7. Ченцов Ю. С. Введение в клеточную биологию. М: Академкнига, 2004. 8. Ченцов Ю. С. Общая цитология. М. : МГУ, 1995. Гистология. 1. Афанасьев Ю. И. Гистология, цитология и эмбриология. М. : Медицина, 2004. 2. Быков В. Л.

Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей организма). СПб. : СОТИС, 2000. 3. Волкова О. В. , Елецкий Ю. К. , Дубовая Т. К. и др. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас. М. : Медицина, 1996. 4. Гистология. / Под ред. В. Г. Елисеева, Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной. М. : Медицина, 1983. 5. Гистология.

/ Под ред. Э. Г. Улумбекова, Ю. А. Челышева. М. : ГЭОТАР, 1997. 6. Глушен С. В. Цитология и гистология. Конспект лекций. Мн. : БГУ, 2003.

ГДЕ НАЙТИ ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ? john/student/04 Кафедра генетики/Цитология и гистология

Существует два способа прожить свою жизнь: так, будто чудес не бывает, и так, как если бы все вокруг было чудом. Альберт Эйнштейн.

КЛЕТКА КАК ЧУДО ИНЖЕНЕРИИ ПРИРОДЫ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ШКАЛА РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ НЕВООРУЖЕННОГО ГЛАЗА, СВЕТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО МИКРОСКОПОВ

НАЧАЛО… Галилео Галилей (1564 -1642) (итальянский философ, математик, физик и астроном, оказавший значительное влияние на науку своего времени; изобретатель микроскопа) Один из первых микроскопов (1876)

… И СОВРЕМЕННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРИНЦИП РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА Ход лучей в стандартном микроскопе источник света образец окуляр объектив глаз конденсор Ход лучей в современном микроскопе коллектор источник света конденсор образец объектив окуляр изображение образца

РАЗРЕШЕНИЕ МИКРОСКОПА Разрешение микроскопа по полю – минимальное расстояние между двумя точками формируемого им изображения, пока они еще видны раздельно.

Формула Рэлея: где l – длина волны используемого света, n – показатель преломления среды, – угол раскрытия объектива.

Угол раскрытия объектива : коллектор источник света конденсор объектив окуляр образец Формула Аббе: где NA – численная апертура объектива, равная n sin( /2). изображение образца

Разрешение микроскопа по глубине – глубина фокуса. Формула Янга:

БОЛЕЕ ПОДРОБНО… …в работе «Глушен С. В. Введение в микроскопию. Мн. : БГУ, 2005» .

ОТКРЫТИЕ КЛЕТОЧНОГО СТРОЕНИЯ РАСТЕНИЙ Роберт Гук (1635 -1703) (портрет работы ван Хельмонта, сделанный через небольшое время после смерти Гука) Рисунок первых клеток, по наблюдениям Гука из “Микрографии” 1665

РОЖДЕНИЕ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ Теодор Шванн (1810 -1882) (немецкий физиолог и гистолог, создатель клеточной теории) Ру дольф Ви рхов (1821 -1902) (немецкий ученый и политический деятель второй половины XIX столетия, основоположник клеточной теории в биологии и медицине)

ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ. 1. Клетка – элементарная единица живого. 2. Клетки разных организмов гомологичны по своему строению. 3. Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки. 4.

Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток, объединенные в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненных и связанных между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ. 1. Клетка – элементарная единица живого. 2. Клетки разных организмов гомологичны по своему строению. 3. Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки. 4.

Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток, объединенные в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненных и связанных между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

Клетка – это ограниченная активной мембраной, упорядоченная, структурированная система биополимеров и их макромолекулярных комплексов, участвующих в единой совокупности метаболических и энергетических процессов, осуществляющих поддержание и воспроизведение всей системы в целом.

ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ. 1. Клетка – элементарная единица живого. 2. Клетки разных организмов гомологичны по своему строению. 3. Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки. 4.

Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток, объединенные в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненных и связанных между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ. 1. Клетка – элементарная единица живого. 2. Клетки разных организмов гомологичны по своему строению. 3. Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки. 4.

Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток, объединенные в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненных и связанных между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

“Omnis cellula e cellula (всякая клетка от клетки)”. Р. Вирхов.

ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ. 1. Клетка – элементарная единица живого. 2. Клетки разных организмов гомологичны по своему строению. 3. Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки. 4.

Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток, объединенные в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненных и связанных между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

ОТ ЯЙЦЕКЛЕТКИ И СПЕРМАТОЗОИДА КО ВСЕМУ РАЗНООБРАЗИЮ НАШИХ КЛЕТОК

Источник: https://present5.com/obshhij-kurs-citologiya-i-gistologiya-lektor-kandidat-biologicheskix/

Консультация доктора
Добавить комментарий