Место цитологии среди биологических наук

Предмет и место дисциплины

Место цитологии среди биологических наук

Гомельский государственный медицинский институт

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

                                                   Обсуждена на заседании кафедры

                Протокол №

ЛЕКЦИЯ

по цитологии

для студентов медико-диагностического факультета.

Тема: «ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ»

                                                                            Время – 90 минут

Учебные  цели:

1.  Датьпредставления о предмете и месте дисциплины среди других медико-биологическихнаук.

2. Ознакомить студентов с основнымигистологическими и цитологическими методами.

3. Изложить общие принципыорганизации и функционирования клеточных мембран.

4. Дать представление о цитоскелете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гистология, цитология иэмбриология,

(под ред. Ю. И.Афанасьева). – М.: Медицина, 1999.

2. Быков В.Л. –Цитология и общаягистология. – С.-П.: Sotis, 2000.

3. Быков В.Л. – Частная гистологиячеловека. – С.-П.: Sotis, 2000.

4. Гистология  (под ред. Э. Г.Улумбекова и Ю. А. Челышева) – М.: ГОЭТАР, 1997.

5. Гистология в вопросах и ответах (под ред. Слуки Б.А.) – Мозырь: Белый ветер, 2000.

6. Мяделец О. Д. – Курс лекций почастной гистологии – Витебск, 1996.

7. Ченцов Ю.С. Общая цитология.3-изд. – М., изд-во МГУ, 1994.

8. Fawcett D.W. A Textbookof Histology. 12th ed. – N.Y. –L., Chapman &Hall, 1994.

9. Junqueira L.C.,CarneiroJ., Kelley R.O. Basic Histology. – Norwalk, Connecticut, Appleton &Lange, 1992.

10. Ross M.N., Reith E.J.,Romrell L.J. Histology: Atext and Atlas. – Baltimore, Williams & Wilkins,1989.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Таблицы и схемы:

1.Схемы, таблицы 1-5

Расчет учебного времени

Продолжительность
1Введение. Предмет и задачи цитологии и гистологии.10 мин
2Методы гистологических и цитологических исследований.15 мин
3Молекулярная организация биологических мембран.15 мин
4Свойства и функции биологических мембран.5 мин
5Структурные компоненты клетки. Поверхностный аппарат клетки.10 мин
6Функции поверхностного аппарата клетки.5 мин
7Мембранные рецепторы. Механизмы транспорта.15 мин
8Компоненты цитоплазмы. Гиалоплазма.5 мин
9Структурная организация и функции цитоскелета.10 мин
90 мин

Вопрос 1.

Введение. Гистология– фундаментальная наука, изучающая тканевой уровень организации живого. Современнаягистология, хотя и относится к морфологическим дисциплинам, изучает все стороныбиологии тканей, и правильнее говорить о гистофизиологии.

  Как учебнаядисциплина она включает два раздела: общую гистологию и частную гистологию. Общаягистология изучает строение и функциональные свойства основных групп тканей.

Частная гистология изучает особенности организации и взаимодействия тканейв составе конкретных органов и это сближает ее с микроскопической анатомией.

Как обязательные разделы в этот курс включены такжецитология и эмбриология. Цитология – наука о строении, развитии ижизнедеятельности клеток. Эмбриология – это наука, которая изучаетразвитие клеток, тканей и органов в пренатальном периоде.

Все эти дисциплины неразрывно связаны и являютсяважной частью медицинского образования. Они подготовят вас к пониманиюпатогенеза различных заболеваний человека и позволят освоить клиническиедисциплины.

В современной медицине гистологические и цитологическиеисследования являются важнейшими методами клинической диагностики.

Клеточная итканевая инженерия открывает принципиально новые перспективы в  разработкеэффективных лекарственных средств и трансплантатов.

Вопрос 2

Методы

Объекты, которые изучают эти науки, очень малы. Ониизмеряются в микрометрах и нанометрах. Поэтому основным методом являетсямикроскопирование. Есть световые и электронные микроскопы.

В световых используют поток света. Он проходитчерез тонкий срез ткани и затем изображение   увеличивается системой линз. 1-2тысячи раз. Можно использовать ультрафиолетовую часть спектра. Это в два разаувеличивает разрешающую способность микроскопа. В люминесцентной микроскопииобъект обрабатывают  веществами, которые светятся при воздействиикоротковолновых лучей. 

На основе разделения световых потоков основанонесколько разных методов: интерференционная, поляризационная ифазово-контрастная микроскопия. Они позволяют изучать живые неокрашенныеклетки.

Электронная микроскопия использует вместо пучкасвета поток электронов, который фокусируется электромагнитными линзами.Увеличение – десятки тысяч раз. Две основных разновидности – просвечивающая(исследуют срез образца) и сканирующая (исследуют объект целиком).

Цитология.

В современной трактовке эта наука называетсябиология клетки. Это огромная область знаний и в сегодняшней лекции мы успеемкоснуться лишь самых общих принципов организации клеточной жизни.

Вы, конечно, помните первое положение клеточнойтеории. Клетка – это элементарная структурная, функциональная и генетическаяединица всех растительных и животных организмов. Несмотря на колоссальноеразнообразие, все клетки, согласно второму положению той же теории, имеютсходный план строения.

Вопрос 3

Главный структурный элемент любой клетки, благодарякоторому она и приобретает свойства живого, это биологические мембраны. Посовременным представлениям, молекулярная организация биологической мембраны описываетсяжидкостно-мозаичной моделью.

Она состоит из двойного слоя фосфолипидов (иобладает текучестью), в который в виде фигур мозаики, погружены различныебелковые молекулы. Каждая молекула фосфолипида полярна. Оказавшись в воднойсреде, они способны к быстрой самосборке в виде пластов.

При этом ихгидрофобные хвосты изолируются от воды, а головки обращаются наружу. Такмембрана становится двухслойной. Набор белков специфичен не только у разныхклеток, но и в разных ее участках, и сами белковые молекулы могут перемещатьсяв пределах липидного слоя.

По положению в слое белки разделяют на:периферические (связаны только с поверхностью); интегральные (пронизывают весьслой) и полуинтегральные (погружены

Источник: https://vunivere.ru/work51849

Предмет, цели и задачи цитологии, ее место в системе биологических наук

Место цитологии среди биологических наук

Физические и химические методы фиксации материала для микроскопического исследования

Фиксация-важнейший этап в приготовлении препарата. Она применяется для сохранения прижизненного строения клеток и тканей и предназначена для инактивации ферментов лизосом.

Различают химические(с помощью реактивов) и физические (замораживание,нагревание,высушивание,микроволновая обработка) способы фиксации.

В гистологии чаще используют химические способы или замораживание. В качестве химических фиксаторов широко используют простые фиксаторы (10% формалин, 70-96% спирт) и сложные фиксаторы(смеси различных веществ,например спирта, хлороформа, уксусной кислоты, на основе пикриновой кислоты). Продолжительность фиксации зависит от размеров объекта и используемого фиксатора

Общие требования к фиксаторам

· Фиксаторы должны работать быстро.

· Не должны вызывать деформацию тканей или делать их хрупкими.

· Должны переводить клеточное содержимое в состояние, нерастворимое в воде и других жидкостях, использующихся при дальнейшей обработке препарата.

· Не вызывает затемнение препарата, а, напротив, способствует его просветлению.

· Не образует в клетках артефактов фиксации.

· Не препятствует окраске препарата выбранным методом. Это особенно актуально при использовании иммуногистохимических методов окраски; к примеру, при использовании обычного формалина антигенные структуры зачастую выявить не удается, в таких случаях рекомендуется использовать нейтральный формалин.

№5.

Основные цитологические и гистологические красители и механизм их взаимодействия с клеточными структурами.

Окрашивание срезов (в световой микроскопии) или напыление их солями металлов (в электронной микроскопии) применяют для увеличения контрастности изображения отдельных структур при рассматривании их в микроскопе. Методы окраски гистологических структур очень разнообразны и выбираются в зависимости от задач исследования.

Красители (по химической природе) подразделяют на кислые, основные и нейтральные.

В качестве примера можно привести наиболее употребительный краситель гематоксилин, который окрашивает ядра клеток в фиолетовый цвет, и кислый краситель — эозин, окрашивающий цитоплазму в розово-желтый цвет.

Структуры, хорошо окрашивающиеся кислыми красителями, называются оксифильными, а окрашивающиеся основными — базофильными.

Структуры, воспринимающие как кислые, так и основные красители, являются нейтрофильными (гетерофильными). Окрашенные препараты обычно обезвоживают в спиртах возрастающей крепости и просветляют в ксилоле, бензоле, толуоле или некоторых маслах.

Для длительного сохранения обезвоженный срез заключают между предметным и покровным стеклами в канадский бальзам или другие вещества. Готовый гистологический препарат может быть использован для изучения под микроскопом в течение многих лет.

Для электронной микроскопии срезы, полученные на ультрамикротоме, помещают на специальные сетки, контрастируют солями урана, свинца и других металлов, после чего просматривают в микроскопе и фотографируют. Полученные микрофотографии служат объектом изучения наряду с препаратами.

Так же применяются и другие красители: Орсеин,талуидиновый синий,железистый гематоксилин,импрегнация Ag,О5О4,пикриновая кислота+фуксин,AgNO3,тионин+пикриновая кислота

№6.

Особенности организации цитоплазмы растительных клеток. Вакуоли. Сферосомы.

Вакуоли могут занимать значительную часть цитоплазмы растительной клетки. У зрелых клеток отдельные вакуоли сливаются в одну большую центральную вакуоль.

Мембрана, отделяющая вакуоль от гиалоплазмы, называется тонопластом.

Вакуоли выполняют ряд важных для растительной клетки функций: поддерживают осмотическое давление, обеспечивают экскрецию метаболитов и накапливают запасные питательные вещества.

Сферосомы (микросомы) представляют собой одномембранные пузырьки, служащие в растительной клетке местом накопления липидов и белков.

Морфофункциональная характеристика соединительных тканей со специальными свойствами.

Особенности строения и функции плотной соединительной ткани (сетчатый слой дермы, сухожилия, связки, фасции, апоневрозы).

Т-лимфоцитов.

Т-лимфоциты созревают в тимусе (вилочковой, или зобной, железе). На своей поверхности они также имеют рецепторы (ТКР), способные распознавать антигены, но они другой структуры, чем у В-лимфоцитов.

Т-лимфоциты осуществляют “двойное распознавание”, одновременно с антигеном определяя метку его происхождения.

Некоторые Т-клетки (цитотоксические лимфоциты) могут непосредственно уничтожать чужие или собственные переродившиеся клетки, но в основном они контролируют деятельность В-лимфоцитов.

Т-лимфоциты представлены тремя функционально различными субпопуляциями: Т-хелперами, Т-супрессорамит и ЕК-клетками.

Т-хелперы, одновременно с В-лимфоцитами распознавая анти-ген, стимулируют пролиферацию и дифференцировку В-лимфоцитов в плазмоциты. Т-супрессоры также параллельно В-лимфоцитам и Т-хелперам распознают антиген, но в случае несовпадения результатов опознания, подавляют действие Т-хелперов.

Таким образом, как В-лимфоциты, так и Т-лимфоциты одновременно участвуют в иммунном ответе, но деятельность Т-лимфоцитов носит в большей степени регуляторный характер.

Столь жесткий контроль защитных реакций связан с тем, что при ошибочном опознании может возникнуть аутоиммунное заболевание, обусловленное повреждением собственных клеток и тканей. Такие нарушения происходят, например, при ревматизме, когда антитела повреждают соединительную ткань.

ЕК-клетки в отличие от других Т-лимфоцитов не имеют ТКР и поэтому не спо-собны распознавать чужеродные вещества. Однако они с помощью специальных рецепторов способны распознавать и уничтожать раковые клетки.

Морфологически В-лимфоциты, Т-лимфоциты и тем более суб-популяции Т-лимфоцитов не различимы. Их можно идентифициро-вать только методом розеткообразования с эритроцитами барана или иммуноцитохимически по наличию на поверхности клетки специфического набора рецепторов.

Принцип первого метода заключается в том, что эритроциты барана прикрепляются к Т-лимфоцитам, формируя “спонтанные розетки”. В-лимфоциты также способны формировать розетки, но только в присутствии комплемента (“комплементзависимые розетки”).

Способность лимфоцитов к образованию розеток связана с наличием особых рецепторных белков на их поверхности. В последнее время для идентификации субпопуляций лимфоцитов стал применяться более точный и производительный иммуноцитохимический метод.

Он основан на использовании моноклональных антител, способных тонко дифференцировать репертуар белков на поверхности лимфоцитов. При этом анализируются следующие детерминанты клеточной поверхности – IgM/D, ТКР, CD3, CD4 и CD8:

Предмет, цели и задачи цитологии, ее место в системе биологических наук.

Цитология – это наука, которая изучает строение, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток. Термин “цитология” образован из двух греческих слов: китос – сосуд и логос – наука. Как самостоятельная наука цитология сформировалась к концу XIX в. В 1884 г.

вышла книга французского ученого Жана Батиста Карнуа “Биология клетки”, в которой был обобщен накопленный к этому времени материал и дано обоснование трех основных задач микроскопического исследования живых организмов  общей, сравнительной и специальной биологии клетки или цитологии.

Эту дату и можно считать началом самостоятельного развития цитологии.

Как каждая самостоятельная наука, цитология имеет собственный предмет, методы и теоретическую основу.

Предметом цитологии является клетка, основным методом исследований – микроскопия, а теоретической основой – клеточная теория.

Поэтому на формирование цитологии наибольшее влияние оказали такие события, как изобретение микроскопа(Галилей,1609), открытие клетки(Р.Гук 1665) и создание клеточной теории(1839,Шванн).

Цитология занимает центральное положение в ряду биологических дисциплин, т.к. клеточные структуры лежат в основе строения, функционирования и индивидуального развития всех живых существ, и, кроме того, она является составной частью гистологии животных, анатомии растений, протистологии и бактериологии.

№2

Изобретение микроскопа и открытие клетки. Первые результаты микроскопического изучения строения живых организмов (Р. Гук, М. Мальпиги, Н. Грю, А. Левенгук). Открытие клеточного ядра. Научные школы Я. Пуркине и И. Мюллера.

Первый микроскоп был сконструирован итальянским физиком Г. Галилеем в 1609 г. как модификация созданного им ранее телескопа. Однако с конца 16в. стали широко использоваться микроскопы, состоявшие из одной двояковыпуклой линзы небольшого диаметра. Именно таким прибором пользовался открывший простейших голландец А. Левенгук (16321723).

Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук .В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек,и он назвал эти ячейки клетками (cell «ячейка»).

В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды инфузории, амёб и бактерии. Также Левенгук впервые наблюдал животные клетки — эритроциты и сперматозоиды.

В 1802—1808 годах французский исследователь Шарль-Франсуа Мирбель установил, что все растения состоят из тканей, образованных клетками.Пуркине открыл ядро яйцеклетки птиц, а в 1839 ввёл термин «протоплазма». В 1831 году английский ботаник Р.

Броун впервые описал ядро растительной клетки, а в 1833 году установил, что ядро является обязательным органоидом клетки растения. С тех пор главным в организации клеток считается не мембрана, а содержимое.

Клеточная теория строения организмов была сформирована в 1839 году немецким зоологом Т. Шванном и включала в себя следующие положения:

· Как растения, так и животные состоят из универсальных микроскопических структур – клеток.

· Сходство растительной и животной клеток вытекает из общих принципов их строения и размножения.

· Каждая клетка самостоятельна в своей жизнедеятельности.

· Организм представляет собой совокупность большого числа клеток.

В 1878 году русским учёным И. Д. Чистяковым открыт митоз в растительных клетках; в 1878 году В. Флемминг и П. И. Перемежко обнаруживают митоз у животных. В 1882 году В. Флемминг наблюдает мейоз у животных клеток, а в 1888 году Э. Страсбургер — у растительных.

Одной из школ где изучалось микроскопическое строение животных тканей, была лаборатория Мюллера в Берлине. Мюллер изучал микроскопическое строение хорды,его ученик Генле опубликовал исследование о кишечном эпителии, в котором он дал описание различных его видов и их клеточного строения. Здесь были выполнены исследования Шванна, заложившие основание клеточной теории.

Пуркинье основал в Бреславле свою школу,где со своими учениками выявил строение тканей и органов млекопитающих. Он сравнивал отдельные клетки растений с клетками животных что дало возможность ввести понятия «аналогия» и «гомология» в современном смысле.

№3.

Основные положения клеточной теории Т. Шванна. Развитие клеточной теории после Т. Шванна. Р. Вирхов и его «Клеточная патология». Выделение цитологии в самостоятельную науку.

Клеточная теория строения организмов была сформирована в 1839 году немецким зоологом Т. Шванном и включала в себя следующие положения:

· Как растения, так и животные состоят из универсальных микроскопических структур – клеток.

· Сходство растительной и животной клеток вытекает из общих принципов их строения и размножения.

· Каждая клетка самостоятельна в своей жизнедеятельности.

· Организм представляет собой совокупность большого числа клеток.

Шванн пытался рассматривать организм как сумму клеток. Эта тенденция получает особое развитие в «Клеточной патологии» Вирхова. Работы Вирхова оказали неоднозначное влияние на развитие клеточного учения:

Клеточная теория распространялась им на область патологии, что способствовало признанию универсальности клеточного учения. Труды Вирхова привлекли внимание к протоплазме и ядру, признанными наиболее существенными частями клетки. Вирхов дополнил важнейшим положением клеточную теорию -всякая клетка происходит от другой клетки.

Шлейден и Шванн, обобщив имеющиеся знания о клетке, доказали, что клетка является основной единицей любого организма. Клетки животных, растений и бактерии имеют схожее строение. Позднее эти заключения стали основой для доказательства единства организмов. Т. Шванн и М. Шлейден ввели в науку основополагающее представление о клетке: вне клеток нет жизни.

В 1930-х годах советский биолог Лепешинская, основываясь на данных своих исследований, выдвинула «новую клеточную теорию». В её основу было положено представление, что в онтогенезе клетки могут развиваться из некоего неклеточного живого вещества,но критическая проверка фактов, положенных Лепешинской не подтвердила данных о развитии клеточных ядер из безъядерного «живого вещества».

Современная клеточная теория включает следующие положения:

· Клетка- элементарная единица живого

· Клетки разных организмов гомологичны по своему строению

· Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки

· Многоклеточные организмы это сложные ансамбли клеток, объединенные в системы тканей и органов, подчиненные и связанные между собой гуморальной и нервной регуляцией

Понимание универсальности клеточного строения живых организмов явилось одним из главных факторов развития цитологии и других биологических наук.

№4.

Источник: https://cyberpedia.su/12xbc9e.html

Предмет, цели и задачи курса. Место цитологии в системе биологических наук

Место цитологии среди биологических наук

Предыдущая12345678910111213Следующая

Аннотация…………………………………………………………………………4

Введение …………………………………………………………………………….4

Модуль 1. Цитология как наука ………………………………………………..4

Тема 1. Введение. История открытия клетки …………………………………4

Тема 2. Клеточная теория. Основные постулаты современной клеточной теории…………………………………………………………………………….8

Тема 3. Методы цитологии и гистологии …………………………………12

Модуль 2. Клетка ………………………………………………………………17

Тема 4. Поверхностный аппарат клетки …………………………………..17

Тема 5. Цитоплазма. Органеллы энергетического обмена ………………21

Тема 6. Органеллы анаболического и катаболического обменов ……………………………………………………………………………………24

Тема 7. Рибосомы ……………………………………………………………28

Тема 8. Ядерный аппарат …………………………………………………..32

Тема 9. Механизмы клеточного деления ………………………………….39

Модуль 3. Основы гистологии ……………………………………………….46

Тема 10. Ткани ……………………………………………………………….46

Структура банка тестовых заданий ……………………………………………62

Заключение …………………………………………………………………….65

Аннотация

Контрольно-измерительные материалы выполнены в форме тестовых заданий различного типа в соответствии с требованиями современной тестологии. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) реализуются с помощью компьютерной сетевой программы.

Промежуточный контроль проводится в конце 1 и 2 модулей. Количество КИМов по каждой лекции не менее 20.

Материалы предназначены для студентов и преподавателей, для формирования базы тестовых заданий, для осуществления промежуточных и итогового контроля знаний.

Введение

Развитие современного общества характеризуется повсеместным внедрением во все сферы деятельности человека информационных и коммуникационных технологий.

Естественно, что в сфере образования компьютерные технологии стали неотъемлемым компонентом педагогического процесса, предложив новые подходы к изучению учебных материалов.

Контроль процесса усвоения знаний с помощью компьютерных технологий требует новых подходов. В связи с этим используются новые методы такие, как контрольно-измерительные материалы.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) выполнены в виде тестовых заданий в открытой и закрытой форме (выбор от одного до трех правильных ответов, определение последовательности, на соответствие, дополнение). КИМы сгруппированы по разделам программы и позволяют проводить промежуточный и итоговый контроль знаний студентов. Сложность отдельного тестового задания изменяется от 1 до 3.

Цитология как наука

Введение. История открытия клетки

Предмет, цели и задачи курса. Место цитологии в системе биологических наук

1.1.1.1. ученый, который впервые указал на сходство клеток растений и животных …

а) Т. Шванн

б) М. Шлейден

в) А. Келер

г) А. Дютроше

(Эталон: а)

1.1.1.2. Элементарная самовоспроизводящаяся единица структуры и функции всех живых существ – это ________.

(Эталон: клетка)

1.1.1.3. Основные структурно-функциональные подсистемы прокариотической клетки:

а) генетический аппарат

б) биосинтетический аппарат

в) метаболический аппарат

г) цитоскелет

(Эталон: а; б; в)

1.1.1.4. ученый, сконструировавший Первый микроскоп …

а) Г. Галилей

б) Р. Гук

в) М. Мальпиги

г) Н. Грю

д) К. Вольф

(Эталон: а)

1.1.1.5. ученый, впервые применивший микроскоп при исследовании растительных тканей ________.

(Эталон: Гук)

1.1.1.6. Ученый, который ввел термин «клетка» …

а) Р. Гук

б) Г. Галилей

в) М. Мальпиги

г) Н. Грю

д) К. Вольф

(Эталон: а)

1.1.1.7. ученый, который дал Первое систематическое описание микроструктуры органов растений ________.

(Эталон: Мальпиги)

1.1.1.8. ученый, который ввел термин «ткань» …

а) Н. Грю

б) Г. Галилей

в) Р. Гук

г) М. Мальпиги

д) К. Вольф

(Эталон: а)

1.1.1.9. Последовательность событий становления цитологии как науки:

а) изобретение микроскопа

б) описание клеток растений

в) описание клеток животных

г) представление о сходстве клеточного строения растений и животных

д) клеточная теория строения всех организмов

(Эталон: а; б; в; г; д)

1.1.1.10. ученый, открывший Мир микроскопических животных …

а) А. Левенгук

б) Р. Гук

в) М. Мальпиги

г) Н. Грю

д) К. Вольф

(Эталон: а)

Источник: https://mylektsii.ru/6-176128.html

1.3 Место цитологии среди других биологических дисциплин

Место цитологии среди биологических наук

Цитология занимаетцентральное положение в ряду биологическихдисциплин, так как клеточные структурылежат в основе строения, функционированияи индивидуального развития всех живыхсуществ, и, кроме того, она являетсясоставной частью гистологии животных,анатомии растений, протистологии ибактериологии.

По мере дальнейшегораскрытия тайн клетки возможностипрактического использования полученныхданных будут неизмеримо возрастать,что позволит в будущем управлятьпроцессами индивидуального развитияи регенерацией, разрабатывать надежныерекомендации по вопросам профилактикии лечения самых разнообразных заболеваний,а также по вопросам преодоления тканевойнесовместимости, лечения лучевыхпоражений.

1.4 Связь цитологии с молекулярной биологией, генетикой, эмбриологией, физиологией и биохимией

Цитология относитсяк фундаментальным разделам биологии,так как исследует и описывает единственнуюединицу всего живого на Земле – клетку.

Познание клетки имеет важное значениедля развития множества других биологическихнаук, таких как физиология, генетика,молекулярная биология, эмбриология,биохимия и др.

, так как дает им как бысубстрат, материал для изучения отдельныхсвойств именно клеток: все функциональныеотправления организмов имеют клеточнуюоснову.

1.5 Значение цитологии в медицине и сельскохозяйственной науке

Огромное значениесовременная цитология, или биологияклетки, имеет для медицины, так как любоезаболевание человеческого организмасвоей основой имеет патологию конкретныхклеток или их групп, что важно дляпонимания развития болезни, для еедиагностики и для выбора методов леченияи профилактики заболевания.

Практическаяотдача цитологии была всегда оченьзначительна, начиная с цитодиагностикизаболеваний крови и опухолевого роста,разработки методов выведения ценныхсортов сельскохозяйственных растенийпутем использования полиплоидов и т.д.

Заключение

Итак, изучив тему,именуемую «Цитология – наука о клетке»,мы выяснили, что значение цитологии дляразвития биологии, медицины, сельскогохозяйства действительно важно, так какизучение клетки – это неисчерпаемыйисточник как новых научных открытий,так и подтверждения или опровержениястарых.

Ведь именно изучение клеткидает нам наиболее полное представлениео свойствах всего организма.

Каждаяклетка одновременно вбирает в себя всесвойства целого организма (в видегенетического материала) и в то же времяимеет только ему свойственные признакии свойства (так как клетки различныхорганов имеют совершенно отличные другот друга, присущие только им свойства,связанные с выполнением ими определенныхфункций).

Положения современнойклеточной теории таковы:

– клетка –элементарная единица живого: вне клетокнет жизни;

– клетки сходны построению и по основным свойствам;

– клетка – единаясистема, включающая множество закономерносвязанных друг с другом элементов,представляющих собой определенноецелостное образование, состоящее изсопряженных функциональных единиц –органелл и органоидов;

– многоклеточныйорганизм представляет собой новуюсистему, сложный ансамбль из множестваклеток, объединенных и интегрированныхв системы тканей и органов, связанныхдруг с другом с помощью химических, атак же гуморальных и нервных факторов;

– клетки увеличиваютсяв числе путем деления исходной клеткипосле удвоения ее генетического материала(ДНК);

– клетки многоклеточныхорганизмов типопотентны, т.е. обладаютгенетическими потенциями всех клетокданного организма, равнозначны погенетической информации, но отличаютсядруг от друга разной экспрессией(работой) разных генов, что приводит ихк морфологическому и функциональномуразнообразию – к дифференцировке.

Перечисленныесвойства клеток позволяют им одновременносохранить наследственную информациюи в то же время выполнять строгоопределенные функции. Разнообразиеклеток и их содержимого (генетическогоматериала) обеспечивает разнообразиевсего живого на земле.

Список использованнойлитературы

  1. Большая Советская энциклопедия // http://dic.academic.ru.

  2. Заварзин А.А. Биология клетки: общая цитология. / А.А. Заварзин, А.Д. Харазова, М.Н. Молитвин. – СПб.: Изд-во СПб университета, 1992.

  3. Кругосвет: энциклопедия // http://slovari.yandex.ru.

  4. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию: учебник для вузов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академкнига, 2005. – 495 с.: илл.

Источник: https://studfile.net/preview/8085340/page:6/

ГИСТОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ. ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИМИ НАУКАМИ. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ

Место цитологии среди биологических наук

Организм человека и животных представляет собой целостнуюсисте­му, в которой можно выделить ряд иерархических уровней организации живойматерии: клетки – ткани – морфофункциональные единицы орга­нов – органы -системы органов. Каждый уровень структурной организа­ции имеетморфофункциональные особенности, отличающие его от других уровней.

Гистология (от греч. histos – ткань, logos – учение) – наука о строе­нии, развитии и жизнедеятельности тканейживотных организмов.

Гистология вместе с другими фундаментальнымимедико-биологичес­кими науками изучает закономерности структурной организацииживой материи. В отличие от других биологических наук основным предметом ги­стологииявляются именно ткани, представляющие собой систему следую­щей за клеточнымуровнем организации живой материи в целостном орга­низме.

Тканям присущиобщебиологические закономерности, свойственные живой материи, и вместе с темсобственные особенности строения, разви­тия, жизнедеятельности, внутритканевые(внутриуровневые) и межткане­вые (межуровневые) связи. Ткани служат элементамиразвития, строения и жизнедеятельности органов и их морфофункциональных единиц.

Ткани представляют собой систему клеток инеклеточных структур, объединившихся и специализировавшихся в процессе эволюциидля выпол­нения важнейших функций в организме. Для каждой из 5 основных ткане­выхсистем (нервная ткань, мышечная ткань, эпителиальная ткань, соеди­нительнаяткань, кровь) характерны присущие именно им особенности строения, развития ижизнедеятельности.

Предметом общей гистоло­гии, или собственно учения о тканях,являются общие закономерности, характерные для тканевого уровня организации иотличительные особенно­сти конкретных тканей; предметом частной гистологии -закономер­ностистроения, жизнедеятельности и взаимодействия различных тканей в органах наболее высоких уровнях организации.

Частная гистология служит основой дляизучения микроскопического строения морфофункциональных единиц органов иорганов в целом.

Курс гистологии включает в себя также цитологию – учение оклет­ке и эмбриологию – учение о зародыше. Эти самостоятельные в какой-тостепени курсы предшествуют общей и частной гистологии.

Цитология (от греч. kytos – клетка, logos – учение) – наука о клетке. Она включает рассмотрение вопросов остроении и функциях клеток и их производных, их воспроизведении ивзаимодействиях.

Цитология составляет необходимую часть гистологии, так какклетки являются основой развития, строения и функций тканей. В разделе общейцитологии рассматриваются общие принципы строения и физиологии клеточныхструктур. Частная цитология изучает особенности специа­лизированных клеток вразличных тканях и органах.

Цитология в последние годы обогатилась многиминаучными открытиями, внесшими существенный вклад в развитие биологических имедицинских наук и в практику здраво­охранения. Новые данные о структуре ядра,его хромосомного аппарата легли в основу цитодиагностики наследственныхзаболеваний, опухолей, болезней крови и многих других болезней.

Раскрытиеособенностей ультра­структуры и химического состава клеточных мембран являетсяосновой для понимания закономерностей взаимодействия клеток в тканевыхсистемах, защитных реакциях и др. В медицинской практике широко используетсяцитодиагностика.

Клетки здорового и больного организма изучаются в маз­кахкрови и костного мозга, цереброспинальной жидкости, слюны, мочи, в образцахразличных органов, взятых при биопсии.

Эмбриология (от греч. embryon – зародыш, logos – учение) – учение о зародыше, закономерностях его развития,строения и функций.

В курсе эмбриологии, преподаваемом в медицинском вузе,основное внимание обращается на закономерности эмбрионального развития челове­ка.Знакомство будущего врача с особенностями эмбриогенеза человека имеет большоезначение для формирования его научного мировоззрения и для практическойдеятельности.

Сравнительная эмбриология дает богатый фактический материал дляпонимания развития человека. Особое значение в курсе эмбриологии придаетсяисточникам развития и механизмам обра­зования тканей (гистогенез) наопределенном этапе эмбриогенеза.

Законо­мерности гистогенеза определяютморфофункциональные особенности тка­невых структур в постнатальном онтогенезе,в частности их способность к регенерации. Поэтому изучение основных этаповэмбрионального развития предшествует изучению тканей.

Таким образом,объединение гистологии, цитологии и эмбриологии в один предмет не формально, аотражает внут­ренние естественные связи между ними.

Гистология с цитологией и эмбриологией, как и другиебиологические науки, решает главную задачу – выяснение структурной организациипро­цессов жизнедеятельности и в связи с этим – возможности целенаправ­ленноговоздействия на них.

Изучение каждой структуры должно проводиться с историческихпози­ций, основывающихся на эволюционном учении Ч.

Дарвина, согласно ко­торомувсе составные части человеческого организма рассматриваются как результатфилогенетического развития. Теории развития тканей (параллельных рядов А. А.

Заварзина и дивергентного развития Н. Г. Хлопина) уста­навливают основныезакономерности формирования тканей в филогенезе.

Исследование различных уровней организации живой материи вцело­стном организме должно базироваться на системном анализе, так как вся­каяструктура является сложной системой, взаимодействующей с другими структурнымиэлементами одинакового или различного уровня организации.

Системный анализпозволяет выявить корреляции, характерные для внут­риклеточных, тканевых иорганных систем, установить закономерности вза­имодействия части и целого и др.

Вот почему задачей гистологии является не только описание строения ифункционального назначения структур, но и установление связей между ними,раскрытие закономерностей их разви­тия.

Для познания закономерностей развития, строения, обмена ифункции клеток, тканей и органов в современной гистологии широко применяютсяэкспериментальные методы исследования, позволяющие вести наблюдения на живыхобъектах, моделировать различные процессы.

Изучение микро­структур ведется намолекулярном, субклеточном, клеточном и тканевом уровнях с помощьюмикроскопирования в различных системах светоопти-ческих и электронныхмикроскопов, методов цито- и гистохимии, автора­диографии, биометрии.

Количественный анализ структур включает приме­нение математическогомоделирования, ЭВМ, специализированных автома­тических устройств.

Современные гистология, цитология и эмбриология вносятсуществен­ный вклад в разработку теоретических и прикладных аспектовсовременной медицины и биологии.

К фундаментальным теоретическим   проблемам относятся:

–  изучениезакономерностей цито- и гистогенеза, строения и функ­ции клеток и тканей;

–  изучениезакономерностей дифференцировки и регенерации тканей;

–  выяснение ролинервной, эндокринной, иммунной систем организ­ма в регуляции процессовморфогенеза клеток, тканей и органов и их функционирования;

–  исследованиевозрастных изменений клеток, тканей, органов;

–  исследованиеадаптации клеток, тканей и органов к действию раз­личных биологических,физических, химических и других факторов;

–  изучение процессовморфогенеза в системе мать – плод;

–  исследованиеособенностей эмбриогенеза человека.

Актуальными прикладными проблемами являются исследование клеточнойи тканевой совместимости при переливании крови, трансплан­тации тканей, придействии стрессовых факторов, изучение регенерацион-ных возможностей тканей вразличных условиях, разработка морфологичес­ких тестов для оценки возрастныхизменений, цитодиагностики и др.

Прогресс современной гистологии в большей степениопределяется тем, что она основывается на достижениях физики, химии,математики, кибернетики. Внедрение новейших методов исследования обусловило бур­ноеразвитие гистологии с цитологией и эмбриологией.

Курс гистологии с цитологией иэмбриологией тесно связан с преподаванием других медикобиологических наук -биологии, анатомии, физиологии, биохимии, пато­логической анатомии, а такжеклинических дисциплин.

Так, раскрытие ос­новных закономерностей структурнойорганизации клеток является осно­вой для изложения вопросов генетики в курсебиологии.

С другой стороны, изложение вопросов, касающихся эволюции живойматерии, в курсе био­логии является необходимой предпосылкой для изученияразличных уров­ней организации живой материи в организме человека. Изучениезаконо­мерностей развития и строения органов в курсе анатомии базируется наданных гистологического анализа.

В настоящее время, когда исследованияклеточных и тканевых структур ведутся на субклеточном и молекулярном уровнях сприменением биохимических методов, отмечается особенно тес­ная связьгистологии, цитологии и эмбриологии с биохимией и молекуляр­ной биологией.

Впреподавании, научных исследованиях и клинической ди­агностике широкое применениенашли цито- и гистохимические данные. Знание нормальной структуры клеток,тканей и органов является необхо­димым условием для понимания механизмовизменений в них в патологи­ческих условиях. Поэтому гистология с цитологией иэмбриологией тесно связана с патологической анатомией и многими клиническимидисципли­нами (внутренние болезни, акушерство и гинекология и др.).

Таким образом, гистология с цитологией и эмбриологиейзанимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основынаучного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельно­стиорганизма человека в норме и при патологии.

“,”author”:””,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://profmed.blogspot.com/2013/04/blog-post.html”,”domain”:”profmed.blogspot.com”,”excerpt”:”Организм человека и животных представляет собой целостную систе­му, в которой можно выделить ряд иерархических уровней организации живой …”,”word_count”:1117,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://profmed.blogspot.com/2013/04/blog-post.html

Консультация доктора
Добавить комментарий