Зпр у детей симптомы лечение

Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности

Зпр у детей симптомы лечение

Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

статьи:

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР  — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза. Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления зпр относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.

Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.

Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч.

    Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.

  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.

  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

Зпр у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней зпр являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Зпр у детей симптомы лечение

Зпр у детей симптомы лечение

— Основные признаки ЗПР у детей

— Причины ЗПР

— Зпр у детей: лечение

— Лечение соплей у грудничка

 Основные признаки ЗПР у детей

В первые месяцы и даже годы жизни крохи диагностировать задержку развития невозможно. Для определения проблем необходимо дождаться той стадии, когда ребенок уже проявляет какие-либо навыки, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Следует насторожиться, если малыш, например, обладает скудным словарным запасом по сравнению со сверстниками, позже всех начинает сидеть, держать ложечку.

Зачастую родители редко замечают ЗПР у своих детей, и данное заболевание легче определяется воспитателями в детском саду.

Как правило, ребенок с ЗПР страдает от недостаточно накопленного объема знаний, отсутствия способности анализировать мир вокруг, нарушения памяти, незрелости мышления и нарушения механизма приема и обработки полученной информации.

На более глубоком уровне диагностирования у ребенка с задержкой психологического развития наблюдается частая смена настроения. Он часто бывает неактивен в играх, инфантилен, по-своему задумчив.

Однако в периоды подъема настроения такие дети становятся неугомонными, переносят в жизнь все свои выдумки и идеи во время игр, но занятия с элементами интеллектуального развития им совершенно не интересны.

В других случаях ЗПР у детей проявляется абсолютно противоположно вышеописанной ситуации. У некоторых малышей, наоборот, преобладает интеллектуальное развитие, однако задерживается личностное, отсутствует самостоятельность и способность привыкания к смене обстановки. Такие дети застенчивы и молчаливы.

Причины ЗПР

Если вдруг у малыша явно отмечаются признаки ЗПР, настоятельно не рекомендуется вымещать на него агрессию, вынуждая обрести те или иные навыки насильственным путем. Объяснить такой запрет несложно: на самом деле, причины ЗПР кроются не в лени или нежелании ребенка как-либо развиваться, а в патологии дисфункции головного мозга.

Также задержка психического развития ребенка может выступать в качестве последствия сложной беременности матери, тяжелых родов, лечения токсикозов сильнодействующими медицинскими препаратами, недоношенности младенца.

Очень часто ЗПР атакует карапуза в связи с наследственной предрасположенностью в первом поколении через мать.

Социальной предрасположенности также стоить отдать должное — часто недостаточность развития возникает у детей, которые растут в неблагополучных семьях, где не уделяется должного внимания воспитанию и развитию младшего члена семейства.

Зпр у детей: лечение

Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы как заторможенность, непонимание человеческой речи; если ему не удается даже малая доля того, что делает подавляющее большинство его ровесников; если малышу сложно развиваться в соответствии с рамками — не теряйте драгоценного времени! Крайне неправильно в такой ситуации дожидаться, когда задержка будет накапливаться с годами — необходимо немедленно обращаться к специалистам за помощью.

Несмотря на тот момент, что восстановлением развития занимаются специально обученные люди, родителям не стоит опускать руки. Обязательно рассматривайте с ребенком картинки, пробуйте вместе анализировать изображение. Пусть с малышом поработает и логопед – это ускорит выучивание новых слов и даст ребенку навыки по построению предложений в устной речи.

Для определения типа ЗПР и разработки этапов корректировки поведения ребенка целесообразен визит к врачам-психологам и психотерапевтам. В процессе работы с профессионалами стоит обращать внимание на психо-эмоциональное состояние ребенка, элементы его жестикуляции и моторики, способность к обучаемости.

При постановке диагноза ЗПР, терапия наиболее эффективна в комплексе процедур, которые, при правильном применении, могут избавить от порока навсегда.

Помимо занятий с логопедом и детским психологом, ребенку рекомендуется микротоковая рефлексотерапия.

Процедура представляет собой альтернативную методику, действие которой направлено на нервные рецепторы и биоэнергетические центры организма.

Однако эффект от данного этапа предугадать сложно, поскольку он зависит от индивидуальных особенностей организации нервной системы малыша.

К нетрадиционным методам комплекса лечения задержки психического развития ребенка относят логопедический массаж. Данная процедура направлена на коррекцию тонуса мышц, отвечающих за правильное произношение трудных звукосочетаний. В основе методике лежит массаж скул, мягкого неба, губ, языка при использовании специальных логопедических зондов.

Конечно же, не обойтись и без медикаментозной терапии. В случаях лечения детей, страдающих от ЗПР, лекарственные препараты назначает невролог. Зачастую это Акатинол и Нейромультивит.

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка задержку психического развития. При правильном лечении и уходе заболевание исчезает бесследно, не откладываясь в памяти малыша. Главное, уделяйте больше времени развитию ребенка, а также интеллектуальным играм, способным победить, а в некоторых случаях и исключить (при родовой предрасположенности), столь неприятное заболевание.

Источник: http://lechenierebenka.ru/zpr-u-detej-simptomy-lechenie/

Симптомы и лечение детей с ЗПР

Зпр у детей симптомы лечение

ЗПР – задержка психического развития. Такой диагноз чаще слышат родители дошкольников и школьников, когда малыш сталкивается с проблемами в учебе. Ранняя диагностика патологии затруднительна, однако при своевременном выявлении проблемы и правильных методах ее коррекции можно успешно побороть этот недуг.

Под задержкой психологического развития понимают отставание от принятых для определенного возраста норм. Данная патология характеризуется нарушением определенных когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы.

Условно провоцирующие факторы можно разделить на биологические и социальные.

К первым относится:

  1. Поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития. Сюда относятся инфекции и травмы во время гестации, гипоксия плода, вредные привычки женщины при вынашивании;
  2. Признаки желтухи, недоношенность;
  3. Гидроцефалия;
  4. Новообразования и пороки развития головного мозга;
  5. Эпилепсия;
  6. Врожденные патологии эндокринной системы;
  7. Наследственные заболевания, к примеру, гомоцистинурия, фенилкетонурия, гистидинемия;
  8. Тяжелые инфекции, к примеру, сепсис, менингит, менингоэнцефалит;
  9. Болезни почек и сердца;
  10. Рахит;
  11. Нарушение слуха и зрения.

К социальным причинам относится: ограничение жизнедеятельности; педагогическая запущенность, неблагоприятные условия воспитания; Частые психические травмы у малыша.

Заподозрить задержку можно по особенностях психических функций:

  • Внимание: нестойкое, поверхностное, кратковременное. Внимание быстро переключается под воздействием любых внешних стимулов;
  • Восприятие: неточное, замедленное, отсутствует возможность формирования целостного образа. Дети с ЗПР лучше воспринимают зрительную информацию, а не слуховую;
  • Память: запоминание информации – мозаичное, мысленная активность при воспроизведении информации – низкая, преобладает наглядно-образная память;
  • Речь: ограниченный словарный запас, артикуляция звуков, нарушение слуховой дифференциации, трудности в построении высказываний, дислалия, дислексия, дисграфия, задержка речевого развития;
  • Мышление: образное мышление нарушено, логическое и абстрактное мышление возможно только с помощью родителей или педагога, дети не могут подытожить информацию, сделать выводы и заключение из услышанного.

Малыши с нарушением:

  1. несамостоятельны;
  2. внушаемы;
  3. лабильны;
  4. эмоционально неустойчивы.

Часто пребывают в состоянии аффекта, беспокойства, тревоги.

Их настроение постоянно меняется, присутствует контрастность в проявлении эмоций. Иногда наблюдаются неадекватные подъемы настроения и жизнерадостность.

Дети с ЗПР бывают агрессивными, не могут охарактеризовать свои эмоции, затрудняются с определением эмоций окружающих. Обычно у таких малышей занижена самооценка, присутствует неуверенность, а также привязанность к кому-либо из сверстников.

  • Нормально развивающие дети редко принимают отстающих малышей в свои игры, практически не общаются с ними.
  • Находясь среди сверстников, ребенок практически с ними не взаимодействует, предпочитает играть отдельно.
  • На уроках они работают самостоятельно, практически не сотрудничают с другими, общение ограничено.
  • В основном такие малыши общаются с детками меньше себя, так как те их лучше воспринимают. Некоторые и вовсе избегают всяческих контактов.
  • В результате недуг вызывает проблемы как в сфере межличностных отношений, так и в эмоциональном плане. Дети часто предпочитают играть/учиться в одиночестве, они неуверенные в себе.

По этиопатогенетической классификации нарушение разделяется на следующие виды:

  1. Соматогенная – вызванная тяжелыми болезнями в раннем детстве;
  2. Конституциональная – неосложненный психофизический инфантилизм, характеризующийся тем, что эмоциональная и когнитивная сфера находится на раннем этапе развития;
  3. Церебрально-органическая;
  4. Психогенная – спровоцированная неблагоприятными условиями воспитания. Причиной может стать импульсивность, гиперопека, лабильность или авторитаризм с родительской стороны.

Последствия недуга сильно сказываются на психологическом здоровье маленького человека. При отсутствии необходимы мер ребенок отдаляется от коллектива, его самооценка постепенно падает. Социально адаптировать старших детей с задержкой психического развития довольно сложно. Одновременно с прогрессированием патологии наблюдается ухудшение речи и письма.

Выявить нарушение в раннем детском возрасте довольно затруднительно.

Обусловлено это тем, что для постановки диагноза необходимо проанализировать психического развитие ребенка с возрастными нормами.

Характер и степень тяжести нарушения определяется коллегиально психологом, психотерапевтом, логопедом и дефектологом.

Психическое развитие включает:

  • предречевое и речевое развитие;
  • мышление и память;
  • восприятие – знание цветов, форм, предметов, частей тела, ориентация в пространстве;
  • изобразительная и игровая активность;
  • коммуникабельность и самосознание;
  • уровень навыков самообслуживания;
  • школьные навыки.

Диагностические исследования включают:

  1. шкалу Бейли;
  2. тест на IQ;
  3. денверовский тест и др.;
  4. в дополнение могут назначить такие процедуры, как ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга.

Терапия в первую очередь направлена на длительную психолого-педагогическую коррекцию, чтобы улучшить когнитивную и эмоционально-коммуникативную сферу: необходимо проводить специальные занятия с логопедом, психологом, психиатром и дефектологом. В случае, когда психокоррекции недостаточно или она малоэффективно, назначают медикаментозное лечение, основой которого являются ноотропные препараты.

Основой медикаментозной терапии являются следующие средства:

  • Актовегин;
  • Аминалон;
  • Энцефабол;
  • Пирацетам;
  • Церебролизин;
  • Фенибут;
  • Глицин;
  • Витамины – Нейромультивит, Магне В6, витамин В;
  • Антигипоксанты и антиоксиданты – Цитофлавин, Мексидол;
  • Общетонизирующие – Лецитин, Элькар, Когитум.

Если выявлены какие-либо церебрально-органические или соматические нарушения, применяется медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, водолечение и ЛФК.

При работе с такими детьми требуется мультидисциплинарный подход, а также активное участие вышеперечисленных специалистов. Коррекцию лучше всего начинать в дошкольном возрасте. Как правило, проводится она довольно длительно.

Дети с ЗПР должны посещать специальные ДОУ или группы, школы 7-го вида или коррекционные классы в стандартных общеобразовательных школах.

Особенности обучения включают дозированность учебного материала, опору на наглядность, частую смену видов деятельности, многократное повторение, применение здоровьесберегающих технологий.

Много внимания нужно уделять развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия и мышления, а также сенсорной, эмоциональной и моторной сферы. Делают это путем сказкотерапии, игровой, детской арт-терапии.

Нарушения речи должен корректировать логопед посредством индивидуальных и групповых занятий. Одновременно с преподавателями коррекцию должны проводить педагоги-дефектологи, социальные педагоги и психологи.

  1. Избежать данной патологии можно, соблюдая ряд простых правил. К примеру, необходимо создать благоприятные условия для беременности и родов, а затем – дружественную обстановку в семье.
  2. Помимо этого, с первых дней жизни нужно следить за состоянием здоровья малыша и его развитием. Любые тревожные симптомы требуют посещения врача. Рекомендуется регулярно заниматься с крохой и развивать его навыки с раннего детства.
  3. Немаловажная роль отводится тесно-эмоциональному контакту матери и ребенка. Поцелуи, объятия, прикосновения помогают малышу чувствовать себя уверенно, спокойно, защищено, ориентироваться в окружающей обстановке, адекватно воспринимать мир.

Чем раньше выявлено нарушение и поставлен диагноз, тем выше вероятность восстановления психологического развития. Вовремя назначенная коррекция предотвратит будущие эмоциональные травмы и дискомфорт, связанный с несостоятельностью и беспомощностью.

http://www..com/watch?v=HpPBvmS2964

Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача.

Источник: https://allergology.ru/zdorove/lechenie-zpr-u-detej

Симптомы зпр у детей

Зпр у детей симптомы лечение
Катерина

Аутизм? Куда можно еще обратиться?

  Моему Максику 1 год и 8 месяцев. У нас с самого рождения содружественное косоглазие. Естественно, это и послужило для нас своего рода успокоительным. Все проблемы из-за зрения. После визита невролога (которая увидела симптомы), мы углубились в изучение заболевания.

Сейчас ясно одно-симптомы есть (Отсутствует речь, контакт глаза в глаза длится не больше 2 секунд, аутостимуляции есть, не реагирует на имя и речь если занят …. Есть конечно много положительных моментов в его развитии, общении и т.д. Но вот мнения специалистов расходятся…

Читать далее →

инна

ЗПР у детей. Лечение

Я в шоке!!! Были впятницу с ребенком у невропатолога. Все вроде бы прошло хорошо. Она позадаваласвои вопросы. Проанализировала состояние моего ребенка. Выписала какие-тотаблетки и отпустила “во свояси”. Лекарства в аптеке покапать пока нестала. Думаю, ну до зарплаты, а там все куплю и пропьем курс… Читать далее →

Татьяна

Развитие детей с ЗПР — Когда цена ошибки слишком высока…

Развитие детей с ЗПР (задержкой психического развития) требует от родителей особого подхода. Однако я сейчас говорю вовсе не о дополнительных занятиях, посещениях узких специалистов и психологов.

Я говорю о том, что главной задачей родителей является определение, что же на самом деле имеет место быть — реальная задержка психического развития ребенка, или же это специфические особенности ребенка, обусловленные наличием тех или иных врожденных свойств.

Очень часто ярлык «задержка психического развития» цепляется на детей со звуковым вектором.И действительно, стороннему наблюдателю некая амимичность лица,… Читать далее →

Анютка С.

Аутизм или нет?

Читаю посты многих мамочек и мне искренне жаль их.Я понимаю , что кроме мамы, никто лучше не знает своего ребенка.

Но подозревать у своего малыша такой тяжелый диагноз как аутизм на основании того, что ребенок не всегда откликается на своё имя или не выполняет все ваши просьбы, это то же самое, что подозревать что у вашего ребенка рак легких если он кашляет… Читать далее →

Календарь развития ребенка

Мы расскажем вам реальные истории наших мамочек, которые прошли через это или проходят прямо сейчас!

Эльвира

СРДА и результаты обследования

Здравствуйте, девочки! Начну с того, что месяц назад на приеме у психиатра моему сыночку поставили диагноз – СРДА. Месяц как в аду, перечитала кучу литературы, в расстерянности. Снециалистов по занятиям найти не могу, отказываются по причине малого возраста.

У нас в городе диагноз пока поставили задержка темпов развития речи. Речь у Ильи начиналась после года, а за тем все заглохло. В полтора года заболел какой-то вирусной (врачи не определили), а затем я начала замечать странности…

Читать далее →

Зинаида

Мой особенный ребёнок

Мой сын особеннок!Девочки моему сыну поставили, год назад, зпрр, ач, зрр у ребенка с неврозоподобным симптомом и нарушением эмоционально – волевой сферы.

Как прошла беременность, был токсикоз всю беременность, давление по жизни низкое, и при беременности 90 на 60, три раза было 130 на 70(80), но витаминки и отдых и все норм, в 36-37 недель обнаружили белок в моче, отеки небольшие, пили травки мочегонные, первый скрининг был хорошим, второй не очень и отправили к генетикам, но уже было 22 недельки… Читать далее →

Мой ребенок не такой, как все

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

laluna

ритуалы,ритуалы…мой рассказ.

немного дополню…в это сообщество пришла,когда моему ребёнку ставили диагноз аутизм…слава богу не подтвердился. осталось только зпр и зрр.но сейчас не о наших детках…хочу рассказать о себе.я перелопатила кучу информации на тему аутизма.

и и пришла к такому выводу,что имею 100% аутичные черты. у меня много мыслей,но мне трудно их собрать и красиво оформить. так что писатель из меня плохой )просто мне кажется,что я знаю и чувствую тоже самое,что чувствуют наши детки имея какие то невралгические или психические отклонения.

мне  немного за 30… Читать далее →

Елена

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ХАРАКТЕРНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ВОЗРАСТ 0-3 ГОДА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР, ЗПРР, ЗРР), “СТРАННАЯ РЕЧЬ”Темпы развития речи у детей очень вариабельны.

Однако, если к 3 годам ребенок говорит лишь отдельные слова, недостаточно понимает обращенную речь, – это может говорить о задержке речевого развития, которая при своевременно начатой работе специалистов должна компенсироваться.

Если отставание в речи сочетается и с некоторым отставанием в уровне умений и навыков в неречевых заданиях (не может собрать пирамидку, разложить по цветам карандаши и т.д.)… Читать далее →

Маринка

ЗПРР и будущее ребенка, чего ждать

Понимаю, что у всех по-разному. Разные поражения, разные симптомы и, конечно, по-разному складывается взросление и истории этих деток… Читать далее →

Людмила

Дислексия .

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этот недуг, порой называемый “словесной слепотой”, связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.

Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения. Формы дислексииВыделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии. Фонематическая дислексия – дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

Читать далее →

Ольга

Классификация речевых нарушений. Логопедические заключения.

Очень часто в данном сообществе всплывают вопросы относительно речевых нарушений, речевых диагнозов и  логопедических заключений. Трудно найти ребенка с особенностями развития, который бы не имел трудностей в овладении речью. Надеюсь, что мой пост будет актуален многим мамам. Читать далее →

Катерина

Токоплазмоз.Что нужно знать о токсоплазмозе?

Токсоплазмоз – паразитарное заболевание, промежуточным хозяином паразита при котором является человек (и не только), а окончательным – кошка. Читать далее →

Natashula

ПРАВДА О ПРИВИВКАХ

«БЕСПОЩАДНАЯ ИММУНИЗАЦИЯ» Читать далее →

заикание 1

ЗаиканиеЗаикание – это отсутствие информации о том, что такое заикание. Казимир Маркович Дубровский Читать далее →

Почему слово "дефектолог" звучит пугающе?

Почему слово “дефектолог” звучит пугающе? Направление ребенка к дефектологу порождает всевозможные страхи, прежде всего у родителей. Поэтому в общении с ними рекомендуется использовать термин «коррекционный педагог», хотя это обобщенное понятие, которое включает в себя тифлопедагогов, и сурдопедагогов, и олигофренопедагогов. Читать далее →

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/simptomy-zpr-u-detei

Как определить ЗПР у ребенка? Симптомы и признаки

Зпр у детей симптомы лечение

Каждый ребенок уникален и неповторим. Однако, существуют временные рамки, в соответствии с которыми он должен развиваться физически, умственно и психологически. Родители с самого рождения должны внимательно следить за тем, какие навыки осваивает малыш.

Ведь очень важно своевременно выявить признаки ЗПР (задержки психоречевого развития). В данной статье мы рассмотрим вопрос который волнует некоторых родителей и специалистов: как определить ЗПР у ребенка, какие симптомы и признаки характерны для этого нарушения.

Диагноз ЗПР у ребенка — что это?

Родители должны знать, что диагноз ЗПР у ребенка — это не всегда приговор. Однако, данное нарушение требует особого подхода к воспитанию и обучению. У ребенка с таким диагнозом наблюдается серьезное отставание в психическом развитии. Не соответствуют возрасту уровень мышления, памяти, внимания.

Нарушения характерны для эмоционально-волевой сферы. В данном случае важна не только коррекционная работа педагогов, но и поддержка со стороны родителей. А во многих случаях также лечение соответствующими лекарственными препаратами.

Чем раньше начинается такая работа с ребенком, тем больше у него шансов на нормальную жизнь.

Симптомы и признаки ЗПР у ребенка

Первые симптомы и признаки ЗПР (задержки психического развития) у ребенка могут быть замечены родителями, которые внимательно наблюдают за развитием своего малыша.

Нужно записывать, когда дочь или сын начал переворачиваться, сидеть, вставать, ходить, лепетать, говорить. Необходимо обратить внимание на то, как малыш проявляет интерес к окружающему миру.

В домашних условиях можно провести специальные тесты для выявления ЗПР.

Зачастую, ЗПР у детей обнаруживают в возрасте 5-7 лет. В более раннем возрасте диагноз ставят при очень явных признаках.

Итак, перечислим симптомы и признаки ЗПР у ребенка:

  • эмоции доминируют над послушанием
  • гиперактивность
  • наличие разного рода страхов
  • робость, застенчивость, отсутствие инициативы
  • слабая концентрация внимания на умственной деятельности
  • плохое восприятие информации на слух, преобладание зрительного восприятия
  • отсутствие целостной картины при запоминании информации, ребенок не может сделать выводы
  • небольшой объем знаний в сравнении со сверстниками
  • ограниченный словарный запас, сложность в построении предложений
  • искажение звуков при произношении
  • нарушения слуха
  • отсутствие желания принимать участие в коллективной деятельности
  • отсутствие желания следовать примеру взрослого

Причины возникновения ЗПР у детей

Причины возникновения ЗПР у детей могут быть самыми разными. Их условно можно разделить на 2 группы — биологические и социальные.

Среди биологических причин:

  • Неблагоприятное течение беременности: тяжелый токсикоз, внутриутробные инфекции, лечение сильнодействующими лекарственными препаратами, гипоксия плода, резус-конфликт, вредные привычки матери.
  • Перинатальная энцефалопатия (поражение головного мозга) вследствие внутричерепных родовых травм (применение щипцов, кесарево сечение, стимуляция), асфиксии, недоношенности, желтухи новорожденных и др.
  • Тяжелые соматические заболевания на раннем этапе жизни ребенка: грипп, рахит, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, гидроцефалия, эндокринные нарушения и т.д.
  • Наследственная предрасположенность.

Среди социальных причин:

  • неполная, неблагополучная семья, отсутствие родителей
  • частые психологические травмы в жизни ребенка
  • авторитарный характер воспитания
  • гиперопека
  • дефицит общения со сверстниками и взрослыми

Стоит отметить, что биологические причины являются первоосновой ЗПР у детей. А наличие неблагоприятных социальных факторов усугубляет проблему.

Ребенку поставили диагноз ЗПР. Что делать?

Конечно, если ребенку поставили диагноз ЗПР, у родителей может возникнуть масса вопросов. Многие взрослые не знают, что делать: как теперь вести общение с ребенком, как это отразится на его судьбе. Надеемся, что наши советы, помогут Вам в такой непростой ситуации.

Первый совет для родителей детей с ЗПР — не надейтесь, что диагноз пройдет самостоятельно. Это не легкий насморк, а нарушение функций мозга.

Во-вторых, для точной диагностики обратитесь к специалистам, которые длительное время работают именно с интеллектуальными нарушениями. В рядовой поликлинике, как правило, таких специалистов нет. Ведь существует риск перепутать ленивость ребенка, нежелание заниматься скучной деятельностью, с его большим несоответствием в развитии.

В-третьих, при подтвержденном диагнозе ЗПР, смиритесь, что Вашему ребенку необходима регулярная помощь квалифицированных педагогов, психолога и, скорее всего, медикаментозное лечение.

Если малыш дошкольного возраста, то ему необходимо посещать коррекционную группу детского сада.

Если же диагностирован ребенок младшего школьного возраста, то ему будет лучше обучаться в специальном коррекционном классе или спецшколе.

В-четвертых, хорошая новость в том, что при грамотной работе специалистов и помощи со стороны родителей ЗПР- диагноз обратимый, ребенок может от него навсегда избавиться. Единственное условие — раннее начало коррекционной работы.

В-пятых, если родители детей с ЗПР отказываются признавать проблему, либо слишком поздно приходят к специалистам, то такие дети навсегда остаются неполноценными.

И последний совет родителям детей с ЗПР — примите во внимание, что с данным диагнозом ребенок может иметь полноценную жизнь. У него есть шансы на хорошую успеваемость в школе и поступление в ВУЗ. Для этого необходим комплекс мер: ранняя диагностика и коррекционная работа, благоприятная обстановка в семье, поддержка со стороны родителей и близких ребенка.

Необходимо хвалить Ваше чадо за малейшие достижения, иметь положительный настрой. Возможно, пересмотреть подход к воспитанию, отношения в семье. Тогда во взрослой жизни Ваш ребенок будет совершенно нормальным и психически здоровым человеком.

Источник: https://KinderBoo.ru/kak-opredelit-zpr-u-rebenka/

ЗПР: симптомы и признаки у детей

Зпр у детей симптомы лечение

Отклонение от возрастной нормы, т.е. задержка в развитии детей чаще всего наблюдается воспитателями и педагогами в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Во время развивающих занятий или уроков они обнаруживают недостаток знаний у ребенка относительно окружающего мира, а также неразвитость представлений о нем, сужение мышления, его ограниченность игровыми интересами, сложности с усвоением нового, практических навыков, малый запас слов и др.

Код по МКБ-10

Медицинская наука относит ЗПР к нарушениям психологического развития (F80-F89).

Эти патологии имеют ряд общих характеристик:

  •  проявляются с детского возраста;
  • протекают ровно, без обострений;
  • страдают: нервная система, речь, общая конституция тела.

Классификация

Нарушения детского развития могут протекать по-разному, их подразделяют на следующие виды:

1. ЗПР конституционального характера

В основе этого нарушения лежит наследственность, которая обуславливает одновременную незрелость физического и психологического развития ребенка. Даже внешне эти дети отстают от сверстников по росту, набору веса, а во время игр — уступают им в силе и ловкости.

В школьном возрасте они пренебрегают общепринятыми правилами (опаздывают на уроки, громко разговаривают или смеются во время занятий, не понимают преимущества хороших оценок перед плохими, не воспринимают дисциплинарных взысканий, пренебрежительно относятся к ведению тетрадей или дневника.

2. ЗПР соматогенного характера

Отклонения при данном типе развития болезни появляются после тяжелых инфекциий, аллергического шока, астено-невротических расстройств.

В младенческом возрасте замедление темпов детского рвзвития обнаружить сложно, лишь с 3-х лет, когда малыши начинают рисовать и активно включаются в игру родители могут заметить:

— нарушения концентрации у ребенка (сильную рассеянность, заторможенность);
— возникновение сердечных, головных, абдоминальных болей при переутомлении;
— узкий кругозор ребенка.

3. ЗПР психогенного характера

Нормальное развитие детей в этом случае приостанавливается из-за психологических травм, сенсорной депривации (родительской холодности), вербальной и физической агрессии со стороны взрослых людей.

В данном случае болезнь характеризуется:

— незрелостью эмоций;
— отсутствием элементарной самостоятельности;
— поведенческим инфантилизмом;
— высоким уровнем тревожности.

4. ЗПР церебрально-органического характера

Здесь в основе замедления психического развития лежат органические поражения головного мозга.

Патологические изменения в мозговой ткани появляются под воздействием длительной гипоксии плода или выраженного токсикоза во время беременности, тяжелых отравлений, алкоголизма и (или) наркомании родителей.

Наблюдать выраженную картину болезни можно после 4-х лет, с началом регулярных подготовительных занятий в детском саду.

Воспитатели и методисты сразу замечают:

— плохое усвоение должного объема знаний (фрагментарное);
— отсутствие мотивации к обучению;
— снижение памяти;
— речевые нарушения;
— неадекватные эмоциональные реакции (гнев, агрессию, вялость, безразличие к окружающему миру).

Причины возникновения

К факторам, провоцирующим появление ЗПР относят:

— генетическую предрасположенность (сочетание отставания в развитии тела и психики);
— постоянные болезни, инвалидность, длительные курсы лечебных мероприятий;
— травматические эмоциональные переживания;
— мозговые дисфункции.

В школьном возрасте предположить наличие заболевания можно по результатам обучения, диагностическим тестам.

 Психолого педагогическая характеристика детей с задержками в развитии может указать на степень развития болезни, а выявить причины должен врач-дефектолог или детский психолог.

Только тогда можно разработать программу лечения этого отклонения и добиться положительных результатов в обучении таких детей.

ЗПР: симптомы и признаки

Выявить отставание в развитии можно только с применением комплексного обследования детей. В некоторых случаях грань между ЗПР и умственной отсталостью очень тонка, а клиническая картина очень похожа. Поэтому диагностировать зпр у детей, симптомы которого похожи на психические, вегетативные или соматические расстройства, должен только специалист.

Самостоятельно распознать его очень сложно, и без нужных знаний практически невозможно. Учитывая характер проявлений ЗПР, порой стертый или копирующий заболевания нервной системы, при образовательных учреждениях создаются специальные комиссии.

Такие комиссии принимают общее решение о системе обучения ребенка и его психологическом сопровождении.

Коллегиальный подход необходим потому, что клинические проявления болезни разнообразны, в каждом отдельном случае ЗПР протекает индивидуально.

У многих детей на первый план выходят неадекватные эмоциональные реакции, страхи и тревожность, незрелость самоконтроля, сочетаясь с нормальным интеллектуальным развитием. Отличить такое течение ЗПР от невроза сложно даже профессионалу.

Некоторые ребята испытывают только сложности с усвоением знаний, строя хорошие отношения с окружающими, имея адекватное поведение. Другие просто уходят в себя, боятся любых контактов, стрессов, но при этом могут хорошо учиться. Здесь нужна дифференциальная диагностика с аутизмом.

Лечение

Несмотря на то, что ЗПР имеет многогранные признаки, у детей эта болезнь хорошо поддается коррекции. Важно начать систематически заниматься с ними, сочетая методы медикаментознойтерапии и психологии.
Адаптированная образовательная программа требуется только детям с органической природой заболевания.

В остальных случаях проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Специальные упражнения помогают бороться с основными проявлениями ЗПР.

Постепенно к детям возвращается нормальная способность усваивать знания и диагноз снимается.

Для эффективной терапии ЗПР необходимо объединение усилия педагогов, воспитателей и родителей.

:

Источник: https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/zpr-simptomy-i-priznaki-u-detej/

Консультация доктора
Добавить комментарий